8 (800) 555-24-99, г. Москва, Полесский проезд 16, стр.1, оф.308 info@alliance-mfo.ru пн-пт 9.00-18.00

Вопрос: Какие ограничения не применяются по начислению процентов по договорам потребительского микрозайма в период с 1 марта по 30 июня 2022 года?
Ответ: Банком России было принято Указание Банка России от 28.02.2022 № 6077-У «Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» (далее – Указание № 6077-У), в соответствии с которым в период с 1 марта по 30 июня 2022 года ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении в течение этого периода договоров потребительского кредита (займа) не подлежит применению.
Указание № 6077-У применяется только в отношении договоров потребительского кредита (займа), которые заключены в период с 1 марта по 30 июня 2022 года, и распространяется на тех кредиторов, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии со статьей 4 Закона № 353-ФЗ, в том числе и на микрофинансовые организации.
При этом обращаем внимание, что в отношении договоров потребительского кредита (займа) продолжают действовать иные ограничения, установленные Законом № 353-ФЗ, в том числе ограничение, установленное частью 23 статьи 5 Закона № 353-ФЗ, в соответствии с которой процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1 процент в день, и ограничение, установленное частью 24 статьи 5 Закона № 353-ФЗ.
Вопрос: Подпунктом 1 пункта 1 ст. 1 Закона № 377-ФЗ определено, что под заемщиком понимается «лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), призванное на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и заключившее с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», до дня мобилизации кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой». Вместе с тем, ни Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 31-ФЗ), ни Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) не определено, что именно является фактическим обстоятельством призыва на военную службу. Ни повестка о призыве на военную службу, ни мобилизационное предписание не является таким документом ввиду того, что содержат в себе указание на необходимость совершения действий по прибытию к определенному времени в определенное место, однако, факт вручения повестки и/или мобилизационного предписания и явка по месту, указанному в них, не является фактическим призывом на военную службу по мобилизации, поскольку лицо, прибывшее к месту сбора, может быть признано негодным к прохождению воинской службы, отправлено обратно к месту проживания по иным обстоятельствам и т.д. В этой связи, просим разъяснить, какой документ будет являться достаточным основанием для целей признания заемщика призванным на военную службу.
Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона№ 377-ФЗ заемщик l вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора2, но не позднее 31.12.2023 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора в соответствии с указанной статьей, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период.
Несоответствие представленного заемщиком требования положениям частей 1 и 2 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ является основанием для отказа заемщику в удовлетворении его требования. Кредитор обязан уведомить заемщика об отказе в удовлетворении его требования способом, определенным в соответствии с частью 10 статьи 1 Федерального закона
№ 377-ФЗ (часть 11 статьи 1 Федерального закона №377-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ военнослужащий при представлении требования, указанного в части 2 данной статьи, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции.
Информируем, что Федеральным законом от 20.10.2022 № 406-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N• 406-ФЗ) исключена компетенция Министерства обороны Российской Федерации, органов управления войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований, органов, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» по подтверждению кредитору по его запросу достоверности информации, указанной в части 5 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ (второе предложение части 5, а также часть 6 статьи 1 Федерального закона№ 377-ФЗ признаны утратившими силу).
В соответствии с внесенными Федеральным законом № 406-ФЗ изменениями с 23.11.2022 кредитор будет вправе запросить соответствующую информацию в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Указанный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает подтверждение такой информации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с частью 16 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ в случае непредставления по требованию кредитора заемщиком документов, указанных в части 5 указанной статьи, в срок, установленный частью 14 данной статьи, либо несоответствия такт документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям кредитор направляет заемщику уведомление о неподтверждении установления льготного периода.
Вместе с тем обращаем внимание, что заемщик вправе до 31.12.2023 обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода в том числе если ранее льготный период был признан неустановленным.

Представляется, что в такой ситуации наилучшей практикой является уведомление заемщика о наличии у него указанного права при направлении уведомления о неподтверждении установления льготного периода.

Вопрос: Являются ли верным следующие толкования указанных выше разъяснений: 1. Если внутренними документами микрофинансовой организации (далее – МФО) не предусмотрено проведение повторной (периодической) проверки наличия у заемщика статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – субъекта МСП), то по займам, предоставленным до 01.04.2023 (по которым ранее проводилась проверка наличия у заемщика статуса субъекта МСП), начиная с 01.04.2023 последующая проверка наличия у заемщика статуса субъекта МСП не требуется. Группировка требований по таким договорам займа в целях формирования РВПЗ осуществляется исходя из статуса субъекта МСП, определенного до 01.04.2023. 2. Если в МФО поступила информация об изменении у заемщика статуса на «субъект МСП» или «не субъект МСП» (например, при обращении заемщика за очередным займом), данная информация должна быть учтена при группировке требований в целях формирования РВПЗ по всем действующим займам заемщика, предоставленным на предпринимательские цели.
Ответ:
 
Исходя из требований подпункта 6.1.1 пункта 6 Указания № 5391-У с 01.04.2023 проверка наличия у заемщика статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – субъект МСП) должна осуществляться микрофинансовой организацией (далее – МФО) однократно, дополнительная проверка наличия у заемщика данного статуса впоследствии не требуется. Таким образом, если внутренними документами МФО не предусмотрено проведение дополнительной проверки наличия у заемщика статуса субъекта МСП после выдачи займа, то по займам, в том числе выданным МФО до 01.04.2023, начиная с 01.04.2023 дополнительная проверка наличия у заемщика соответствующего статуса впоследствии не требуется. Группировка требований в целях формирования резервов на возможные потери по займам, выданным до 01.04.2023, осуществляется исходя из факта наличия или отсутствия у заемщика статуса субъекта МСП, установленного по результатам последней проверки наличия или отсутствия такого статуса.
 
#sppb-addon-wrapper-1677495427144 { margin:0px!important; }