8 (800) 555-24-99, г. Москва, Полесский проезд 16, стр.1, оф.308 пн-пт 9.00-18.00

Вопрос: Какие ограничения не применяются по начислению процентов по договорам потребительского микрозайма в период с 1 марта по 30 июня 2022 года?
Ответ: Банком России было принято Указание Банка России от 28.02.2022 № 6077-У «Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» (далее – Указание № 6077-У), в соответствии с которым в период с 1 марта по 30 июня 2022 года ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении в течение этого периода договоров потребительского кредита (займа) не подлежит применению.
Указание № 6077-У применяется только в отношении договоров потребительского кредита (займа), которые заключены в период с 1 марта по 30 июня 2022 года, и распространяется на тех кредиторов, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии со статьей 4 Закона № 353-ФЗ, в том числе и на микрофинансовые организации.
При этом обращаем внимание, что в отношении договоров потребительского кредита (займа) продолжают действовать иные ограничения, установленные Законом № 353-ФЗ, в том числе ограничение, установленное частью 23 статьи 5 Закона № 353-ФЗ, в соответствии с которой процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1 процент в день, и ограничение, установленное частью 24 статьи 5 Закона № 353-ФЗ.
Вопрос: Подпунктом 1 пункта 1 ст. 1 Закона № 377-ФЗ определено, что под заемщиком понимается «лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), призванное на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и заключившее с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», до дня мобилизации кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой». Вместе с тем, ни Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 31-ФЗ), ни Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) не определено, что именно является фактическим обстоятельством призыва на военную службу. Ни повестка о призыве на военную службу, ни мобилизационное предписание не является таким документом ввиду того, что содержат в себе указание на необходимость совершения действий по прибытию к определенному времени в определенное место, однако, факт вручения повестки и/или мобилизационного предписания и явка по месту, указанному в них, не является фактическим призывом на военную службу по мобилизации, поскольку лицо, прибывшее к месту сбора, может быть признано негодным к прохождению воинской службы, отправлено обратно к месту проживания по иным обстоятельствам и т.д. В этой связи, просим разъяснить, какой документ будет являться достаточным основанием для целей признания заемщика призванным на военную службу.
Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона№ 377-ФЗ заемщик l вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора2, но не позднее 31.12.2023 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора в соответствии с указанной статьей, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период.
Несоответствие представленного заемщиком требования положениям частей 1 и 2 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ является основанием для отказа заемщику в удовлетворении его требования. Кредитор обязан уведомить заемщика об отказе в удовлетворении его требования способом, определенным в соответствии с частью 10 статьи 1 Федерального закона
№ 377-ФЗ (часть 11 статьи 1 Федерального закона №377-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ военнослужащий при представлении требования, указанного в части 2 данной статьи, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции.
Информируем, что Федеральным законом от 20.10.2022 № 406-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N• 406-ФЗ) исключена компетенция Министерства обороны Российской Федерации, органов управления войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований, органов, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» по подтверждению кредитору по его запросу достоверности информации, указанной в части 5 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ (второе предложение части 5, а также часть 6 статьи 1 Федерального закона№ 377-ФЗ признаны утратившими силу).
В соответствии с внесенными Федеральным законом № 406-ФЗ изменениями с 23.11.2022 кредитор будет вправе запросить соответствующую информацию в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Указанный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает подтверждение такой информации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с частью 16 статьи 1 Федерального закона № 377-ФЗ в случае непредставления по требованию кредитора заемщиком документов, указанных в части 5 указанной статьи, в срок, установленный частью 14 данной статьи, либо несоответствия такт документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям кредитор направляет заемщику уведомление о неподтверждении установления льготного периода.
Вместе с тем обращаем внимание, что заемщик вправе до 31.12.2023 обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода в том числе если ранее льготный период был признан неустановленным.

Представляется, что в такой ситуации наилучшей практикой является уведомление заемщика о наличии у него указанного права при направлении уведомления о неподтверждении установления льготного периода.

Вопрос: Являются ли верным следующие толкования указанных выше разъяснений: 1. Если внутренними документами микрофинансовой организации (далее – МФО) не предусмотрено проведение повторной (периодической) проверки наличия у заемщика статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – субъекта МСП), то по займам, предоставленным до 01.04.2023 (по которым ранее проводилась проверка наличия у заемщика статуса субъекта МСП), начиная с 01.04.2023 последующая проверка наличия у заемщика статуса субъекта МСП не требуется. Группировка требований по таким договорам займа в целях формирования РВПЗ осуществляется исходя из статуса субъекта МСП, определенного до 01.04.2023. 2. Если в МФО поступила информация об изменении у заемщика статуса на «субъект МСП» или «не субъект МСП» (например, при обращении заемщика за очередным займом), данная информация должна быть учтена при группировке требований в целях формирования РВПЗ по всем действующим займам заемщика, предоставленным на предпринимательские цели.
Ответ:
 
Исходя из требований подпункта 6.1.1 пункта 6 Указания № 5391-У с 01.04.2023 проверка наличия у заемщика статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (далее – субъект МСП) должна осуществляться микрофинансовой организацией (далее – МФО) однократно, дополнительная проверка наличия у заемщика данного статуса впоследствии не требуется. Таким образом, если внутренними документами МФО не предусмотрено проведение дополнительной проверки наличия у заемщика статуса субъекта МСП после выдачи займа, то по займам, в том числе выданным МФО до 01.04.2023, начиная с 01.04.2023 дополнительная проверка наличия у заемщика соответствующего статуса впоследствии не требуется. Группировка требований в целях формирования резервов на возможные потери по займам, выданным до 01.04.2023, осуществляется исходя из факта наличия или отсутствия у заемщика статуса субъекта МСП, установленного по результатам последней проверки наличия или отсутствия такого статуса.
 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.

  • +7(800)555-24-99
  • +7 (499)322-46-77
  • +7 (843)212-15-25
  • 125367, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОКРОВСКОЕ-СТРЕШНЕВО, ПОЛЕССКИЙ ПР-Д, Д. 16, СТР. 1, ПОМЕЩ./ЭТ. 308/АНТРЕСОЛЬ
  • пн-пт 9.00-18.00
#sppb-addon-wrapper-1677495427144 { margin:0px!important; }